ГлавнаяРегистрацияВход
Пятница
29.03.2024, 06:37
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Профильное образование [0]
Экономика [1]
Обществознание [1]
Разработки уроков по обществознанию
История [2]
Информатика [1]
Разработки уроков по математике
Русский язык [0]
Английский язык [2]
Классный час [0]
Планы проведения классных часов и различных игр от наших преподавателей и воспитателей

Друзья сайта
Министерство образования Республики Башкортостан

Институт развития образования РБ

Региональный центр обработки информации Республики Башкортостан

Центр выявления и развития одаренности детей

Башкирская Республиканская гимназия-интернат №1 им. Р.Гарипова

Фонд Поддержки Образования



Главная » Статьи » МЕТОДИЧКА » Обществознание

Современная семья

Тема: Современная семья

Цель: формирование коммуникативных компетенций при использовании элементов социального проектирования.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Формирование у учащихся стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.
    • Формирование готовности к построению семейных отношений на основе социального партнёрства.
  • Развивающие:
    • Развивать интерес к закону и праву.
    • Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи.
  • Воспитывающие:
    • Воспитание уважения к личности, её правам и достоинствам.
    • Воспитание личности, способной строить внутрисемейные отношения на основе компромисса.
    • Воспитание гражданской позиции у обучающихся.

Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: групповая работа, диспут, работа на компьютере.

Этапы урока:

  • Организационный момент – 1 минута. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
  • Повторение пройденного материала– 10 минут. Презентация учащихся по формам семей.
  • Практическая работа – 7 минут. Заполнение кластера проблем современных семей.
  • Решение задач – 10 минут. Оценка ситуации с точки зрения традиционной и современной семей.
  • Поиск вариантов решения проблем – 7 минут. Презентация учащихся "древа решений”.
  • Заключительный этап урока – 5 минут. Домашнее задание.

Эпиграф: "Мы творим собственную жизнь и называем её судьбой”

Дизраэли

Ход урока:

Организационный момент. Класс делиться на 2 группы (сторонники традиционной семьи и современной).

Учащиеся до урока проводят социологический опрос по самостоятельно составленным анкетам (возможна консультация учители при составлении анкет).

Пример анкеты:

Ф.И.О. респондента_____________________________________
Дата рождения_________________________________________
Сведения о замужестве__________________________________
Какая семья, на ваш взгляд, является идеальной на сегодняшнее время – традиционная или современная (нужное подчеркнуть). Почему?
_____________________________________________________________________________
Назовите, какие проблемы были в вашей семейной жизни. Какие вы решали самостоятельно, а какие совместно с родителями. Почему?
_____________________________________________________________________________
Какие организации и учреждения помогают Вам строить крепкую семью?
_____________________________________________________________________________
Как вы считаете, что важнее семья или личная свобода? Почему?
_____________________________________________________________________________
Предложите наиболее продуктивный вариант решения проблем современной молодой семьи?
_____________________________________________________________________________

Заранее благодарим за ответы!

Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления реальных возможностей, для социокультурного развития. В последнее время статус семья определяется лишь необходимостью воспроизводства рабочей силы. Хотя семья с момента своего появления должна выполнять довольно широкий спектр обязанностей, поэтому учащиеся предлагают свои точки зрения на форме семей, с указанием положительных и отрицательных сторон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Учитель: Современная семья существует, чтобы выполнять функции и как социальный институт. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время. Вам предлагается ряд таких функций, вы должны распределить по значимости и обосновать свой выбор.

Детский вариант выполнения задания:

Традиционная семья

Современная семья

  1. Репродуктивная
  2. Воспроизводство рабочей силы
  3. Первичный социальный контроль
  4. Социализация молодого поколения
  5. Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
  6. Представление определённого социального статуса

Работа с результатами социологического опроса ("мозговой штурм”)

Семья в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые порою не в силах разрешить самостоятельно без посторонней помощи и тогда она приобретает статус "кризисной”. Вы провели социологический опрос и выявили проблемы семей. Вместе с вами мы заполним таблицу наиболее часто называемых проблем в семье.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

  1. Отчуждение.
  2. Ослабление воспитательного воздействия родителей.
  3. Незнание основных семейных правовых обязанностей.
  4. Алкоголизм.
  5. Разводы.
  6. Снижение культурного уровня.
  7. Безответственность родителей.

Практическая работа.

Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения (с использованием теоретического материала).

Возможен вариант составление ситуаций самими учащимися.

Жизненные ситуации:

  • Несовершеннолетний сын пришёл с улицы за полночь в нетрезвом состоянии.
  • Ссора родителей по вопросу дальнейшего обучения дочери в школе (дочь закончила 9 классов)
  • Мама заставляет помогать по дому отца и сына (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.)
  • Из-за отсутствия в семье "лишних” денег родители не могут купить сыну новую модель телефона.
  • Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
  • Родители заставляют хорошо учиться в школе, при отсутствии способностей у ребёнка.

После решения простых по содержанию проблем возвращаемся к поиску решения семейных проблем, при заполнении "древа решений”.

"ДРЕВО РЕШЕНИЙ”

Учитель: Выполняя подобную работу, вы развиваете умения и навыки для работы над социальным проектом. Ваши результаты и выводы будут использованы при разработке совместного проекта "Надежда”.

Урок подошёл к концу и в завершении следует привести слова российского социолога И. Бестужева–Лада, который считает, что не так трудно создать семью, как трудно её сохранить. Сегодня на неё обрушилось действие "четырёх джинов”, свирепствовавших и до этого, но державшихся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с родителями, несправедливость в распределении обязанностей и бытовое хамство. Используя высказывание социолога, выполните следующее домашнее задание - письменно ответьте на вопросы:

  1. Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?
  2. Что, на ваш взгляд, может обуздать "джинов”?

Результативность: В процессе изучения данной темы учащиеся получают чёткое представление о семейных отношениях, правах и обязанностях родителей и детей. Урок представляет собой звено многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к семье и её духовным ценностям. Развивает умения участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, самостоятельно анализировать и находить пути решения семейных проблем, используя только компромисс, не как простой обыватель, а как человек деятельный и самостоятельный.

Категория: Обществознание | Добавил: reli (20.02.2010) | Автор: Гареева Венера Тимерхановна
Просмотров: 7011 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 
Поиск
Copyright РЭЛИ © 2024
Хостинг от uCoz