ГлавнаяРегистрацияВход

Среда
24.04.2024, 18:27
Форма входа
Меню сайта

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
Министерство образования Республики Башкортостан

Институт развития образования РБ

Региональный центр обработки информации Республики Башкортостан

Центр выявления и развития одаренности детей

Башкирская Республиканская гимназия-интернат №1 им. Р.Гарипова

Фонд Поддержки Образования




Мини-чат
200






Помогите ребенку найти свой путь!




Есть дети, которые с малых лет обретают свое призвание. Чуть ли не с первого класса готовятся стать музыкантами, врачами, поэтами. Но таких – единицы. А большинство мучительно ищет себя. Приходит в выпускной класс без малейшего представления о том, куда идти дальше. И без помощи родителей в этой ситуации им просто не обойтись.

Куда податься?


Вроде и времени на размышления уже нет. Но спешка, упреки родных («Ну, что ж ты никак не определишься…») делу не помогают. Напротив, решение, принятое впопыхах, от безысходности, под давлением семьи или обстоятельств, может оказаться далеко не самым лучшим. Тогда желания идти к намеченной цели у подростка не будет. А значит, и победа маловероятна. Поэтому как бы вы, родители, ни тревожились, что времени для выбора осталось слишком мало, как бы стремительно ни летели листки календаря, какой бы прямой ни казалась дорога из профильного класса в ближайший вуз, найдите время обстоятельно поговорить с ребенком о том, как он представляет себе свое будущее. Не о том, в какой институт хочет поступать или на какой должности какую зарплату получать (это важно, но вторично), а какой видит свою жизнь через 10–20 лет. Только сложив подробный образ своего будущего (именно своего, на свой характер и свои ценности рассчитанного), выпускник сможет выстроить цепочку: хочу – надо. Если не уверены в собственных силах, обратитесь к профессионалам-психологам, они помогут подростку определиться с выбором дальнейшей карьеры.

Сбор информации


Предположим, образ будущего выстроен. Хотя бы приблизительно. С пониманием того, что он будет еще много раз уточняться и даже кардинально меняться. В 17–18 лет это норма, а не легкомыслие и нерешительность. После того как мы определили вместе с ребенком «хочу», выстраиваем этапы «надо» и «могу». «Надо» – это, как правило, следующее после школы учебное заведение: вуз, колледж, училище. Сегодня высшее или среднее специальное образование становится обязательным для молодых людей. Выпускники школы на рынке труда мало кому нужны. Помимо учебных заведений с многолетним опытом работы, в Москве появляется все больше новых – и государственных, и коммерческих, где готовят по таким специальностям, о которых родители и не слышали. Не стоит отмахиваться от новшеств только потому, что мы с ними мало знакомы. Лучше вникнуть и понять. Очень помогает изучение различных справочников по вузам. Хорошо походить с выпускником на образовательные выставки, дни открытых дверей. Большинство учебных заведений старается познакомиться с будущими студентами еще осенью. Можно поискать информацию об этом в Интернете. А еще очень действенный прием – подойти к главному корпусу института и пообщаться со студентами. Они – самые объективные эксперты качества образования, предлагаемого данным вузом, училищем. Ну и, конечно, люди, имеющие опыт успешного прохождения вступительных экзаменов. Подросток посмотрит на тех, с кем, возможно, будет учиться дальше, на само здание. Для него много значит образ будущей студенческой жизни, компания, в которую он попадет, возможности учебного заведения – не только профессиональные, но и досуговые (команда КВН, спортклуб, базы отдыха, дискотеки…). Этот образ «ближайшего светлого будущего» станет и мотивом, заставляющим прилагать усилия, напрягаться, и одновременно защитой от ужаса экзаменов. Поступление будет восприниматься как барьер на пути к желанной цели (так оно и есть на самом деле), а не как главная цель всей жизни, не справиться с которой равносильно краху.

Стратегия и тактика


Не стоит при выборе пути зацикливаться на чем-то одном. Соберите вместе с ребенком веер возможностей. Взвесьте плюсы и минусы каждого варианта. В этом вузе учиться интереснее, зато в том – проще, больше свободного времени. Диплом вуза ценится выше, зато в училище поступить проще. Если он (она) не поступит на желанный факультет в один вуз, можно попробовать сюда же, но на другой факультет. Или – на такой же факультет в другой вуз, или в колледж, после которого снова можно будет поступать, причем на льготных условиях… Видеть разные варианты не только практично, но и психологически безопасно. Просчитывая заранее возможность поражения,  выстраивая обходные пути, ребенок чувствует себя спокойнее. Он понимает: провал на экзамене – это еще не конец света. Не бойтесь демобилизовать, расслабить выпускника. Стресс и без того будет нагнетаться в течение всего года. Только спокойствие поможет подростку максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Финансовый вопрос


Цель выбрана. С учетом интересов и возможностей ребенка. А также с учетом возможностей семьи, в первую очередь финансовых. Поступить на коммерческое отделение иногда проще, подготовка займет меньше времени. Но сможете ли вы оплачивать обучение в течение нескольких лет? На бюджетное отделение престижного вуза поступить непросто. Придется посещать курсы – естественно, платные, нанимать репетиторов. Что тоже выльется в немалую сумму. Только никогда не попрекайте ребенка этими деньгами: «Мы столько в тебя вложили, а ты…» Ужасная обида для молодого человека, ощущение собственной никчемности, невольной вины. Пострадает не только его карьера (обидевшись, он способен бросить все), но и ваши отношения. Деньги, вложенные в образование ребенка, – это вклад  в его (и ваше) будущее, а еще плата за нелегкий учебный труд. Так что никакой он не иждивенец, ваш одиннадцатиклассник, а, возможно, самый главный на сегодня в семье труженик. И давайте будем уважать его за то, как упорно он учится, как мужественно преодолевает лень, волнение. Чтобы ваши капиталовложения были максимально эффективны, нужно все решать вместе с ребенком. Нельзя оплатить курсы или репетитора, поставив выпускника перед фактом, а потом переживать, что ребенок прогуливает. Он и не собирался ни на какие курсы. Это вы решили, вы заплатили. Тогда сами и ходите…  

Курсы, репетиторы, олимпиады


И все же – что предпочесть: курсы, репетитора или то и другое? Сразу настройте себя: нельзя объять необъятное. Пример соседа или одноклассника-отличника – еще не показатель. Посчитайте, сколько времени потребуется человеку на посещение школы, курсов, индивидуальных консультаций. А ведь есть еще домашние задания. Если все это не влезает в 24 часа, с учетом времени на сон, еду и личные интересы, придется выбирать. Учтите, непосильная нагрузка приведет ребенка к нервному срыву или заставит его все бросить, чтобы не мучиться зря. Если ребенок учится в профильном классе, где преподают вузовские специалисты, ему, вероятно, не потребуются вузовские же подготовительные курсы. Хотя несколько занятий с репетитором по самому сложному предмету могут оказаться полезны. Если ваша школа никак не связана с выбранным учебным заведением, то подготовительные курсы дадут представление о конкретных требованиях, познакомят с обстановкой, с преподавателями, с возможными будущими однокурсниками. К тому же посещение подготовительных курсов обычно дает некоторые преимущества при поступлении, например, дополнительные попытки сдачи вступительных экзаменов (иногда это называют вузовской олимпиадой для абитуриентов). Посещение курсов не исключает индивидуальных консультаций в случае каких-либо затруднений. Курсы бывают разной длительности: двухгодичные (если вы уже в одиннадцатом классе – поезд ушел), годичные, на шесть месяцев, на три месяца… Выбор зависит от задачи. Серьезно подтянуть предмет за три месяца нереально, а вот повторить, скорректировать детали – вполне. Опять же: если льготы при поступлении одинаковы, то короткие курсы предпочтительней. Жесткое расписание, дальняя дорога – все это отнимает много сил и времени. Ликвидировать пробелы в знаниях проще с помощью школьных учителей, репетиторов, которые готовы подстраиваться под график занятий вашего ребенка. Относительно курсов есть еще одна проблема: там обычно требуют деньги вперед. А если ученику что-то не подойдет (передумал, расписание в школе изменилось, заболел, в конце концов) – деньги пропали. С репетитором проще – платишь за проведенные занятия. Да и в случае необходимости можно отменить очередную встречу. Что бы вы ни выбрали, постоянно держите руку на пульсе. Случайный пропуск занятия, одно-два невыполненных задания возможны лишь как необходимая передышка. Постоянные прогулы, негативное отношение к учителю – повод что-то менять. Если это невозможно (не бросать же хорошие курсы, школу из-за одного неудачного преподавателя), учите смотреть на неприятности с иронией. Полезный опыт на всю жизнь. Еще один способ подготовки – регулярное участие в тематических олимпиадах и разнообразных тестовых испытаниях (не путать с ЕГЭ). Стоят они недорого, зато позволяют ребенку оценить свои силы, понять, над чем еще нужно работать. К тому же опыт прохождения предварительных испытаний позволит более уверенно держаться на главном экзамене. Но осторожно! Некоторым детям лишняя нервная нагрузка ни к чему. Если абитуриент не может отнестись к предварительным испытаниям как к тренировке, если волнуется каждый раз, отчаивается из-за плохих оценок, не утешая себя тем, что еще есть время все выучить, стоит отказаться от дополнительных попыток или хотя бы свести их к минимуму. Для информации. Даже репетиции ЕГЭ, которые наверняка будут устраиваться в школе, не являются обязательными, и никто не может заставить вашего ребенка писать тест несколько раз, если он не чувствует себя готовым.

 
Поиск
Copyright РЭЛИ © 2007-2024
Хостинг от uCoz