ГлавнаяРегистрацияВход
Пятница
29.03.2024, 18:09
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Профильное образование [0]
Экономика [1]
Обществознание [1]
Разработки уроков по обществознанию
История [2]
Информатика [1]
Разработки уроков по математике
Русский язык [0]
Английский язык [2]
Классный час [0]
Планы проведения классных часов и различных игр от наших преподавателей и воспитателей

Друзья сайта
Министерство образования Республики Башкортостан

Институт развития образования РБ

Региональный центр обработки информации Республики Башкортостан

Центр выявления и развития одаренности детей

Башкирская Республиканская гимназия-интернат №1 им. Р.Гарипова

Фонд Поддержки Образования



Главная » Статьи » МЕТОДИЧКА » История

Общественное движение в первой половине 19 века
Тема: Общественное движение в первой половине 19 века.

Ход занятия:

Мотивация.

Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…

Беседа с классом по вопросам:

  1. Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
  2. Можно ли поэта назвать патриотом?
  3. Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.

Целеполагание.

Объявить цели занятия:

а) познакомиться с различными точками зрения о месте Российской цивилизации и проанализировать эти данные;
б) сделать вывод о пути развития России, ответить на вопрос: «С кем нам по пути?».

Представление информации.

Информация по теме предоставляется в виде:

а) мини – лекции учителя по теме «Мыслители 19 века о пути развития России»
Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»? Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, Т.Н.Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.
Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.
П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.

б) дать ученикам предварительное задание – подготовить сценку «Несуществующие диалоги»

Сценка «Несуществующие диалоги» В данном случае допускается не полное соответствие цитат, но без изменения смысла.

В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова.

К.С.Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру I» читает:

Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И, на твоем Великом деле,
Печать проклятия легла.

Т.Н.Грановский (западник): - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».

А.С.Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.

К.Д.Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!

Н.А.Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.

П.Я.Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое…

После этих слов из комнаты все уходят…

На основе предоставленной информации учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами, историками в 19 веке?

Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»;

  1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список:
    1. призвание варягов
    2. принятие христианства
    3. монголо-татарское иго
    4. реформы Ивана Грозного
    5. опричнина
    6. преобразования Петра 1
  2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:
  3. Не надо несбыточных грез,
    Не надо красивых утопий,
    Мы снова решаем вопрос,
    Кто мы в этой старой Европе?

    Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?

После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.

Рефлексия.

Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:

  1. Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
  2. Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
  3. оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания эссе:

  1. Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?
  2. Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?
  3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

Категория: История | Добавил: reli (20.02.2010) | Автор: Гареева Венера Тимерхановна
Просмотров: 11352 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 
Поиск
Copyright РЭЛИ © 2024
Хостинг от uCoz