Тема: Современная семья
Цель: формирование коммуникативных компетенций при использовании элементов социального проектирования.
Задачи:
- Образовательные:
-
Формирование у учащихся стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.
-
Формирование готовности к построению семейных отношений на основе социального партнёрства.
- Развивающие:
-
Развивать интерес к закону и праву.
-
Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи.
- Воспитывающие:
-
Воспитание уважения к личности, её правам и достоинствам.
-
Воспитание личности, способной строить внутрисемейные отношения на основе компромисса.
-
Воспитание гражданской позиции у обучающихся.
Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: групповая работа, диспут, работа на компьютере.
Этапы урока:
- Организационный момент – 1 минута. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
-
Повторение пройденного материала– 10 минут. Презентация учащихся по формам семей.
-
Практическая работа – 7 минут. Заполнение кластера проблем современных семей.
-
Решение задач – 10 минут. Оценка ситуации с точки зрения традиционной и современной семей.
-
Поиск вариантов решения проблем – 7 минут. Презентация учащихся "древа решений”.
-
Заключительный этап урока – 5 минут. Домашнее задание.
Эпиграф: "Мы творим собственную жизнь и называем её судьбой”
Дизраэли
Ход урока:
Организационный момент. Класс делиться на 2 группы (сторонники традиционной семьи и современной).
Учащиеся до урока проводят социологический опрос по самостоятельно составленным анкетам (возможна консультация учители при составлении анкет).
Пример анкеты:
Ф.И.О. респондента_____________________________________
Дата рождения_________________________________________
Сведения о замужестве__________________________________
Какая семья, на ваш взгляд, является идеальной на сегодняшнее время – традиционная или современная (нужное подчеркнуть). Почему? _____________________________________________________________________________
Назовите, какие проблемы были в вашей семейной жизни. Какие вы решали самостоятельно, а какие совместно с родителями. Почему? _____________________________________________________________________________
Какие организации и учреждения помогают Вам строить крепкую семью? _____________________________________________________________________________
Как вы считаете, что важнее семья или личная свобода? Почему? _____________________________________________________________________________
Предложите наиболее продуктивный вариант решения проблем современной молодой семьи? _____________________________________________________________________________
Заранее благодарим за ответы!
Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления реальных возможностей, для социокультурного развития. В последнее время статус семья определяется лишь необходимостью воспроизводства рабочей силы. Хотя семья с момента своего появления должна выполнять довольно широкий спектр обязанностей, поэтому учащиеся предлагают свои точки зрения на форме семей, с указанием положительных и отрицательных сторон.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Учитель: Современная семья существует, чтобы выполнять функции и как социальный институт. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время. Вам предлагается ряд таких функций, вы должны распределить по значимости и обосновать свой выбор.
Детский вариант выполнения задания:
Традиционная семья
Современная семья
- Репродуктивная
-
Воспроизводство рабочей силы
-
Первичный социальный контроль
-
Социализация молодого поколения
-
Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
-
Представление определённого социального статуса
Работа с результатами социологического опроса ("мозговой штурм”)
Семья в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые порою не в силах разрешить самостоятельно без посторонней помощи и тогда она приобретает статус "кризисной”. Вы провели социологический опрос и выявили проблемы семей. Вместе с вами мы заполним таблицу наиболее часто называемых проблем в семье.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
- Отчуждение.
-
Ослабление воспитательного воздействия родителей.
-
Незнание основных семейных правовых обязанностей.
-
Алкоголизм.
-
Разводы.
-
Снижение культурного уровня.
-
Безответственность родителей.
Практическая работа.
Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения (с использованием теоретического материала).
Возможен вариант составление ситуаций самими учащимися.
Жизненные ситуации:
- Несовершеннолетний сын пришёл с улицы за полночь в нетрезвом состоянии.
-
Ссора родителей по вопросу дальнейшего обучения дочери в школе (дочь закончила 9 классов)
-
Мама заставляет помогать по дому отца и сына (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.)
-
Из-за отсутствия в семье "лишних” денег родители не могут купить сыну новую модель телефона.
-
Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
-
Родители заставляют хорошо учиться в школе, при отсутствии способностей у ребёнка.
После решения простых по содержанию проблем возвращаемся к поиску решения семейных проблем, при заполнении "древа решений”.
"ДРЕВО РЕШЕНИЙ”
Учитель: Выполняя подобную работу, вы развиваете умения и навыки для работы над социальным проектом. Ваши результаты и выводы будут использованы при разработке совместного проекта "Надежда”.
Урок подошёл к концу и в завершении следует привести слова российского социолога И. Бестужева–Лада, который считает, что не так трудно создать семью, как трудно её сохранить. Сегодня на неё обрушилось действие "четырёх джинов”, свирепствовавших и до этого, но державшихся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с родителями, несправедливость в распределении обязанностей и бытовое хамство. Используя высказывание социолога, выполните следующее домашнее задание - письменно ответьте на вопросы:
- Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?
-
Что, на ваш взгляд, может обуздать "джинов”?
Результативность: В процессе изучения данной темы учащиеся получают чёткое представление о семейных отношениях, правах и обязанностях родителей и детей. Урок представляет собой звено многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к семье и её духовным ценностям. Развивает умения участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, самостоятельно анализировать и находить пути решения семейных проблем, используя только компромисс, не как простой обыватель, а как человек деятельный и самостоятельный. |